-------------------------------------------------------------------------------- I. Введение 1. В Российской Федерации проживает 31,6 млн. детей. Будущее России в условиях глобализации, масштабных социально-экономических изменениях общества определяется уровнем воспитания, обучения, физического и духовного развития детей, подготовки их к жизни в быстро меняющемся мире. 2. За последнее десятилетие был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей в период экономических трансформаций в рамках выполнения “Основных направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей), утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года № 942. Реализация мер государственной социальной политики в предшествующее десятилетие позволила обеспечить: максимально возможное в рамках имевшихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизацию потерь в уровне жизни; сохранение доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; гуманизацию обращения с детьми на основе уважения прав ребенка; создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков; законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям. 3. Вместе с тем, острота и масштаб наиболее тяжелых проблем детства в Российской Федерации снижаются недостаточно, что создает серьезную угрозу будущему страны. Младенческая, детская и материнская смертность остаются пока намного выше уровня соответствующих показателей в развитых странах, ухудшается здоровье детей, растет заболеваемость детей социально обусловленными заболеваниями, прежде всего туберкулезом и ВИЧ/СПИД см. Бедность семей с детьми затрудняет многим детям доступ к базовым социальным услугам и развитию. Не прекращается рост социального сиротства, угрозу национальной безопасности и будущему России представляют наркомания, токсикомания и алкоголизм среди детей и подростков. Острой социальной проблемой стали насилие по отношению к детям, различные формы эксплуатации детей, детская беспризорность и безнадзорность. 4. Являясь членом Организации Объединенных Наций и Совета Европы Россия разделяет цели и принципы Декларации и Плана действий “Мир, пригодный для жизни детей”, принятых на специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8-10 мая 2002 года), а также Берлинских обязательств в отношении детей в Европе и Центральной Азии, принятых на Конференции по положению детей в Европе и Центральной Азии (Берлин, 16-18 мая 2001 года), и включается в усилия международного сообщества на глобальном и региональном уровнях по созданию мира, пригодного для жизни детей, в котором устойчивое социальное человека при наилучшем обеспечении интересов ребенка основывается на принципах демократии, равенства, не дискриминации, мира и социальной справедливости, а также универсальности, неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности всех прав человека, включая право на развитие. 5. На новом этапе развития требуется модернизация политики в интересах детей. Наряду с решением задач улучшения здоровья детей, снижения их смертности, обеспечения базовых социальных гарантий, необходима выработка и осуществление стратегии противодействия новым рискам для детей - беспризорности, социальному сиротству, распространению наркомании, токсикомании, алкоголизма, насилия по отношению к детям, роста социально обусловленных заболеваний, прежде всего туберкулеза и ВИЧ/СПИДа. Вместе с тем, в условиях модернизации и выхода России на новый этап развития - этап стабилизации и экономического роста - предстоит перейти к реализации программ опережающего развития, улучшению качественных параметров обеспечения жизнедеятельности детей. Приоритетом должны стать профилактика всех форм неблагополучия ребенка и курс на развитие его потенциала независимо от места жительства, уровня доходов и типа семьи. 6. Основные направления государственной социальной политики в интересах детей до 2010 года (Национальный план действий в интересах детей) разработаны в контексте Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года и являются документом, определяющим основные направления политики государства по улучшению положения детей, исходя из положений Конституции Российской Федерации, принципов Конвенции ООН о правах ребенка и других международных договоров в интересах детей, участником которых является Российская Федерация, а также Берлинских обязательств в отношении детей в Европе и Центральной Азии, принятых на Конференции по положению детей в Европе и Центральной Азии (Берлин, 16-18 мая 2001 года) и Декларации и Плана действий “Мир, пригодный для жизни детей”, принятых на специальной сессии ГА ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8-10 мая 2002 года). 7. Основные направления государственной социальной политики в интересах детей Российской Федерации до 2010 года (далее - Основные направления) определяют цели, приоритетные задачи жизнеобеспечения детей до 2010 года и направлены на обеспечение прав ребенка, дальнейшее решение крупномасштабных задач жизнеобеспечения и защиты конституционных прав и социальных гарантий детей, реализацию единых приоритетов и ориентиров государственной социальной политики в интересах детей в деятельности органов власти всех уровней, совершенствование механизмов решения поставленных задач в этой сфере с учетом макроэкономических и социальных ограничений развития страны в соответствии с краткосрочными и долгосрочными социально-экономическими прогнозами. Их реализация будет способствовать улучшению демографического развития Российской Федерации. II. Цели, приоритеты и этапы реализации 8. Стратегической целью государственной социальной политики в интересах детей на период до 2010 года является создание необходимых правовых, социально-экономических, социально-культурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации на основе повышения уровня жизни населения и модернизации экономики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития России на период до 2010 года. 9. Приоритетными направлениями государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года являются: охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; обеспечение качественного образования и воспитания детей; улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. 10. На первом этапе (2003 - 2004 годы) выполнения Основных направлений должны быть реализованы в полном объеме конкретные параметры улучшения жизнеобеспечения детей, заложенные в утвержденных и обеспеченных финансированием мероприятиях федеральных, региональных и муниципальных целевых программах на основе Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы). В результате реализации первого этапа Основных направлений будет осуществлен перелом в положении российских детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, сформируются позитивные тенденции снижения масштабов бедности в среде малообеспеченных семей с детьми. Сложатся правовые и организационные механизмы их адресной социальной поддержки, сокращения детской безнадзорности и беспризорности, проституции, наркомании и алкоголизма. Улучшатся условия социализации детей. Прекратится рост социального сиротства. Будет обеспечена доступность базовых услуг в сфере образования и охраны здоровья детей, продолжится снижение детской заболеваемости и смертности. Возрастет качество образовательных услуг, а также доля выпускников общеобразовательных школ, получающих высшее профессиональное образование. Повысится роль субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, институтов гражданского общества, семей в защите прав и интересов детей, реализации семейной и демографической политики. 11. На втором этапе (2005 - 2010 годы) предстоит сосредоточить внимание и имеющиеся ресурсы на повышении качества таких ключевых сфер жизнеобеспечения детей, как образование, здравоохранение, культура, досуг, инфраструктура реабилитации и социализации детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. В конечном счете это должно обеспечить переход к решениям фундаментальной задачи - всестороннему обеспечению основы сохранения, воспроизводства и приумножения главного ресурса страны - человеческого капитала. На данном этапе улучшится качество жизни большинства российских детей, условия их социализации, сократятся масштабы бедности и социального неравенства семей и детей. 12. Интегральным результатом выполнения Основных направлений должна стать полная реализация основных прав ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка на основе согласованных действий органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, семьи, всех структур гражданского общества. 13. Важнейшим условием достижения намеченных целей является успешная реализация Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года, призванной обеспечить выход страны на качественно новый уровень развития, характеризующийся устойчиво растущей экономикой, эффективным государством, стабильными социальными и политическими отношениями. III. Основные направления Охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни 14. Ключевыми задачами в области охраны здоровья детей являются: снижение смертности детей, материнской смертности, осуществление мер по обеспечению безопасного материнства и рождению здоровых детей; предупреждение и снижение детской заболеваемости и инвалидности; снижение частоты врожденных пороков развития; улучшение качественных показателей здоровья детей; содействие здоровому образу жизни. 15. Для этого необходимо: а) обеспечение доступности медицинского обслуживания для всех детей, независимо от регионов их проживания, социального положения и уровня доходов в их семьях; реализация государственных гарантий по обеспечению женщин и детей бесплатной и качественной медицинской помощью, сохранение доступности для детей базовых медицинских услуг и дорогостоящих видов медицинской помощи; б) приоритетное развитие и поддержка службы охраны материнства и детства на всех уровнях управления, в том числе на основе реализации федеральных и региональных целевых программ; в) совершенствование медицинской помощи женщинам и детям, обеспечение ее высокого качества и безопасности путем внедрения стандартизации, протоколов диагностики и лечения в практику работы учреждений родовспоможения и детства; г) осуществление комплекса мер, направленных на увеличение объемов профилактических мероприятий и улучшение медицинской помощи женщинам и детям; диспансеризация детей, улучшение качества медицинской помощи детям, больным хроническими заболеваниями, и инвалидам, включая расширение санаторно-курортного лечения таких детей; д) формирование региональных систем учета и регистров хронических заболеваний и детской инвалидности на основе создания сетевых компьютерных систем на уровне территориальных медицинских объединений; создание телекоммуникационных связей между клиническими центрами и территориальными медицинскими объединениями; е) обеспечение и улучшение питания детей раннего возраста, дальнейшее поощрение и поддержка грудного вскармливания; ж) профилактика инфекционных и социально обусловленных заболеваний, включая туберкулез, ВИЧ/СПИД, в том числе профилактика передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку; з) создание и обеспечение для детей, инфицированных БИЧ/СПИДом, и детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом женщин, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий для жизни и развития, включая доступ к медицинскому обслуживанию на равной основе с другими детьми; и) улучшение оказания своевременной специализированной помощи детям, страдающим психическими и психосоматическими заболеваниями; к) профилактика детской инвалидности и медико-социальная реабилитация детей-инвалидов; л) обеспечение доступности через систему первичного медико-санитарного обслуживания к репродуктивному здоровью для всех людей соответствующего возраста; м) пропаганда здорового образа жизни, в том числе репродуктивного, сексуального, физического и психического здоровья; проведение информационных и образовательных мероприятий в области охраны здоровья женщин и детей, безопасного материнства, повышения ответственности населения за состояние своего здоровья и здоровье своих детей; н) создание условий, содействующих сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами физической культуры и спорта; обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом всех категорий детей; создание системы экспериментальных площадок по внедрению инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в образовательных учреждениях и организациях; о) концентрация научных исследований на разработке медицинских технологий, обеспечивающих рождение и развитие здоровых детей, снижение материнской, младенческой и детской заболеваемости и смертности, острых инфекционных, хронических заболеваний и детской инвалидности. 16. Выполнение указанных мер обеспечит: снижение младенческой смертности к 2005 году до 13,1 снижение смертности детей в возрасте до 5 лет к 2010 году до 11,5 на 10000 детей соответствующего возраста за счет снижения смертности от врожденных аномалий и от несчастных случаев, отравлений и травм; снижение смертности детей в возрасте до 15 лет снижение материнской смертности к 2005 году до 30,6 снижение числа абортов к 2005 году до 41,5 - 45,0, к 2010 году - до 32,0 - 34,3 на 1000 женщин детородного возраста за счет обеспечения 40-45 % женщин детородного возраста эффективной контрацепцией, разработки и внедрения информационно-образовательных программ для специалистов и населения, особенно подростков и молодежи; обеспечение 95 % охвата иммунизацией детей в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок; снижение к 2007 году заболеваемости детей и подростков дифтерией, корью, эпидемическим паротитом, коклюшем, врожденной краснухой до единичных случаев, полная ликвидация заболеваемости полиомиелитом; снижение уровня йододефицитных заболеваний у детей; стабилизация и последующее снижение показателей распространенности нервно-психических заболеваний у детей. Снижение распространенности гипотиреоза путем расширения программ скрининга на врожденный гипотиреоз и введения йодной профилактики. Полное предупреждение умственной отсталости, связанной с гипотиреозом; сокращение к 2010 году доли детей в возрасте до 5 лет с задержкой роста, вызванной дефицитом гормона роста, на 1/3 от уровня 2000 года; снижение частоты врожденных пороков развития детей путем совершенствования методов антепатальной диагностики и проведения витаминопрофилактики врожденных пороков развития детей у всех беременных женщин; снижение к 2010 году распространенности заболеваемости детей и подростков в возрасте 15-17 лет по основным классам болезней на 20 %; сокращение доли ВИЧ - инфицированных младенцев к 2005 году на 20 %, к 2010 году - на 50 % путем обеспечения беременным женщинам, посещающим женские консультаций в дородовый период, доступности услуг по профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции. Обеспечение качественного образования, 17. Ключевыми задачами в области обеспечения качественного образования, воспитания и развития детей являются: полная реализация прав детей на гарантированное качественное и общедоступное основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование на основе структурного и содержательного обновления образования, обеспечивающего формирование духовно-нравственных ценностей личности, ее позитивную социализацию, способность к созидательной деятельности и готовность вести здоровый образ жизни; обеспечение прав детей на гармоничное развитие способностей и интересов, реализацию потенциальных возможностей ребенка и свободного развития его личности, социального и профессионального самоопределения, творческих интересов, повышение уровня физического развития; формирование навыков здорового образа жизни; системное противодействие информации, наносящей вред здоровью, нравственному и физическому развитию детей. 18. Для этого необходимо: а) обеспечение бесплатности среднего (полного) общего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации; введение в действие системы федеральных образовательных стандартов, гарантирующих необходимое для ребенка и общества качество образования; б) обеспечение равного доступа детей к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов их семей и исключительно на основе индивидуальных знаний и способностей ребенка, выявление и вовлечение в школу детей в возрасте от 6,5-8 до 15 лет, и принятие особых мер для предупреждения и сокращения случаев прекращения детьми обучения; осуществление специальных мер по поддержке образования детей, проживающих в сельской местности; в) обеспечение вариативности, регионализации и свободы выбора в образовании; обеспечение преемственности всех ступеней образования и условий для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса на основе усиления социально-гуманитарной направленности образования, способствующей утверждению ценностей гражданского общества, становлению и социализации личности ученика в условиях современного мира, организация правового просвещения детей в рамках учебных программ, формирование у учащихся основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни, внедрение в практику работы образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий; г) обеспечение прав одаренных детей на образование, адекватное их возможностям; д) формирование у детей в процессе образования трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; е) реализация программы информатизации школьного образования, обеспечение как минимум преподавания одного иностранного языка для владения им выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности; ж) стимулирование развития самоуправления учащихся в решении задач по обеспечению условий для учебы, быта и отдыха, создание условий для участия учащихся детей и подростков в управлении образовательным учреждением, деятельности детских и молодежных общественных объединений; организация психолого-педагогической и информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) учащихся, оказание им помощи в воспитании детей; усиление поддержки родителей в осуществлении их прав на участие в управлении образовательным учреждением; з) поддержание дисциплины в образовательных учреждениях на основе уважения человеческого достоинства учащихся, воспитанников, педагогов при безусловном исключении применения методов физического и психического насилия: и) дальнейшее развитие психологической службы в системе образования, развитие сети образовательных учреждений для детей с проблемами в обучении, поведении и социальной адаптации. к) обеспечение медико-психологического сопровождения и специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья преимущественно в общеобразовательных школах по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний - в специальных школах и школах интернатах; л) обеспечение доступности дополнительного образования для детей, в т.ч. принятие мер по обеспечению возможностей получения дополнительного образования детьми, проживающими в сельской местности и районах, отдаленных от культурных и научных центров, на основе сохранения и развития системы учреждений дополнительного образования детей; м) расширение возможностей трудоустройства несовершеннолетних, обращающихся в органы службы занятости, в том числе на период школьных каникул, имея в виду доведение числа несовершеннолетних, трудоустроенных на условиях временной занятости, не менее чем до 1 млн. человек ежегодно; н) формирование системы общероссийских и региональных конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей, выставок, массовых спортивных мероприятий для детей и подростков, направленных на их интеллектуальное развитие, физическое воспитание и привлечение к активным занятиям физической культурой и спортом; о) повсеместное, включая сельскую местность и малые города, развитие инфраструктуры детского и молодежного досуга, сети физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ, учреждений культуры, центров для работы с детьми и подростками по месту жительства и учебы, в том числе для семейного отдыха и оздоровления, совершенствование досуговой работы с детьми и подростками по месту жительства; п) формирование государственной системы контроля за уровнем физического здоровья и подготовленности детей, создание общероссийской системы мониторинга уровня физической подготовленности детей; р) дальнейшее развитие и государственная поддержка отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе в круглогодичном режиме; с) поддержка деятельности детских и молодежных объединений как одной из наиболее эффективных форм социализации детей; т) проведение социальной, психологической, педагогической и санитарной экспертизы содержания печатной продукции, компьютерных игр и других видов информационно-коммуникационной продукции, предназначенной для детей и юношества; проведение политики этической экспертизы печатных и видеоматериалов средств массовой информации, направленной на дегероизацию насилия; у) запрет на рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости, а также ограничение доступа детей к указанным материалам; разработка мер по недопущению показа программ и рекламных роликов, ориентирующих детей и подростков на агрессивное и деструктивное поведение, а также содержащих необоснованное использование подросткового жаргона и ненормативной лексики. 19. Ожидаемые результаты реализации: успешная адаптация молодежи в обществе и на рынке труда, обеспечение социальной мобильности молодежи, создание условий вхождения новых поколений в открытое информационное общество; обеспечение условий и среды для реализации творческого потенциала детей по месту жительства; сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения, формирование у них навыков здорового образа жизни; увеличение охвата детей массовыми занятиями физической культурой и спортом; расширение возможностей для отдыха, досуга и оздоровления детей, в том числе в семейном окружении; расширение участия детей в решении проблем, касающихся их благополучия и развития. Улучшение экономических условий 20. Ключевыми задачами в области улучшения экономических условий жизнедеятельности детей являются: повышение уровня жизни и улучшение качества жизни семей с детьми, обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых слоев населения, доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг; приоритетной задачей социальной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу является усиление адресности социальной поддержки малоимущих семей. 21. Для этого необходимо: а) осуществление мер общеэкономического характера по сокращению масштабов бедности и ее глубины в рамках стратегии государственной политики, направленной на последовательное повышение уровня жизни населения, радикальное снижение уровня бедности, включая: обеспечение роста реальных доходов населения на основе повышения размеров минимальной заработной платы, в том числе заработной платы работников бюджетной сферы, пенсий, пособий, других социальных выплат; проведение активной политики занятости, создание условий для развития эффективного рынка труда; пересмотра принципов предоставления и расширения основных социальных гарантий, в том числе на основе усиления страховых подходов к их предоставлению; усиление адресности предоставления социальных льгот и выплат; б) дополнение государственных гарантий в области обеспечения денежных доходов и социальных выплат, установленных на федеральном уровне, мерами, предпринимаемыми в регионах с учетом их социально-экономического развития, демографической ситуации, размера прожиточного минимума национальных и других местных особенностей. в) снижение уровня бедности семей с детьми путем перераспределения ресурсов в пользу семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения проблем; первоочередная государственная поддержка социально уязвимых, многодетных и молодых семей; г) разработка механизмов материальной поддержки семьи при рождении и воспитании детей в целях создания наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми. д) регулярный пересмотр размеров социальных выплат и налоговых вычетов, предоставляемых семьям с детьми, для обеспечения сохранения их покупательной способности; е) полное и своевременное предоставление семьям с детьми всех предусмотренных федеральным законодательством льгот; ж) обеспечение адекватных компенсационных механизмов для семей с детьми при реформировании системы льгот; з) первоочередное обеспечение основных потребностей малообеспеченных семей с детьми, удовлетворение потребностей детей в этих семьях при разработке и выполнении программ социальной помощи; и) сохранение доступности для семей оплаты пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении; к) выработка и повсеместное внедрение механизмов и процедур, позволяющих обеспечить необходимое содержание ребенка родителями при разводе родителей или рождении ребенка вне брака. 22. Ожидаемые результаты реализации: рост реальных денежных доходов всего населения к 2005 году в 1,4-1,5 раза по сравнению с уровнем 2002 г., в том числе у наименее обеспеченных 40% населения в 1,9-2,1 раза; значительное снижение показателей социального неравенства: соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения сократится до менее чем 13,5 раз в 2005 году на основе роста минимального размера оплаты труда, повышения заработной платы в бюджетных отраслях, перераспределения социальных пособий и социальной помощи в пользу малообеспеченных семей, увеличение размера адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и расширение охвата ими нуждающихся семей; сокращение уровня бедности в целом по стране до 24,2-22,3 % общей численности населения (34,2-31,6 млн. человек), а при благоприятном развитии экономики - до более низкого уровня минимизации крайней бедности в местах ее наибольшей концентрации. 23. Ключевыми задачами поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах являются: развертывание на межведомственной основе комплексной профилактики семейного неблагополучия, детской безнадзорности, социального сиротства, развитие и государственная поддержка различных форм семейного жизнеустройства детей, лишившихся родительского попечения; реальное обеспечение права детей с недостатками в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, создание для них условий нормальной жизнедеятельности, развития индивидуальных возможностей, успешной социальной интеграции, в том числе путем создания условий для их воспитания и образования в семейной среде; противодействие распространению алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИДа и криминогенности в детской и подростковой среде; ресоциализация детей, вовлеченных в потребление алкоголя и наркотиков, совершивших правонарушения; обеспечение условий для полноценного духовного и физического развития детей, проживающих в экстремальных условиях Крайнего Севера, детей из семей вынужденных переселенцев и беженцев, детей, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварий и катастроф, и детей, проживающих в зонах с неблагоприятной экологической обстановкой. 24. Для достижения поставленных задач необходимо сосредоточить усилия на реализации следующих мер: а) обеспечение приоритета различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; дальнейшей рационализации порядка и процедур усыновления детей; б) разработка и внедрение инновационных моделей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; в) внедрение программ индивидуального комплексного сопровождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, форм контроля за его развитием при помещении на воспитание в семью или детское учреждение всех организационно-правовых форм, и других формах устройства детей данной категории; г) достижение полного материального обеспечения детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях; д) реформирование сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью приближения условий воспитания в них к семейным на основе разукрупнения учреждений, улучшения условий содержания и образования воспитанников и обучения их жизненным навыкам, необходимым для самостоятельной жизни; е) расширение профилактической работы с семьями на ранних стадиях их социального неблагополучия на основе развития сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, улучшения качества их работы и доведение численности таких учреждений всех форм собственности до установленных нормативов, создание специализированных консультативных подростковых центров для решения психолого-педагогических и медико-социальных проблем подростков, совершенствование и популяризация работы этих служб для своевременного обращения за помощью детей и родителей; ж) введение общегосударственной системы выявления и учета детей, не посещающих школу, не имеющих постоянного места жительства; з) усиление контроля за работодателями, включая малые предприятия и предпринимателей без образования юридического лица, использующих труд несовершеннолетних, для предотвращения экономической эксплуатации детей, негативного влияния занятости на их физическое и моральное развитие; и) разработка и реализация комплекса мер по предотвращению сексуальной эксплуатации детей, пресечению распространения детской порнографии, социальной реабилитации детей, вовлеченных в проституцию и производство порнографической продукции, подвергшихся сексуальным домогательствам и насилию, усиление ответственности лиц, вовлекающих детей в эту деятельность; к) создание в каждом регионе оптимальной сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; развитие дифференцированной сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ; л) создание судов по делам несовершеннолетних (ювенальных судов), либо введение специализации судей по делам несовершеннолетних во всех судах; м) создание системы социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы, включая внедрение индивидуального наблюдения за их поведением; н) совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотиков, профилактики наркозависимости у несовершеннолетних и молодежи, выявления, учета, лечения и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами и больных наркоманией; развитие сети реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами и больных наркоманией; о) создание межведомственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказание ребенку и его семье своевременной специальной помощи, проведения коррекции, адаптации и реабилитации таких детей; п) обеспечение деинституциализации детей-инвалидов, их реабилитации и социальной интеграции в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода; р) создание единой системы учета детей-инвалидов, инвалидов с детства, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, независимо от формы их устройства; с) внедрение системы комплексного динамического психолого-педагогического и медико-социального сопровождения индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от форм его воспитания; т) модернизация образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. для развития интегрированного обучения таких детей, а также создание условий для образования детей с аутизмом, глубоко умственно отсталых детей и др., которые пока не обучаются, развитие сети новых образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья ранее не попадавших в образовательные учреждения (образовательные учреждения надомного обучения, образовательные учреждения для глубоко умственно отсталых детей, образовательные учреждения для детей с аутизмом и др.); у) реформирование сети интернатных учреждений для детей-инвалидов на основе новой концепции работы таких учреждений, ориентированныой на приоритет медико-социальной реабилитации и максимально возможного развития детей с тяжелыми дефектами здоровья; создание на базе действующих интернатов для детей-инвалидов реабилитационных центров со стационарным пребыванием детей; ф) развитие системы профессионального образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; х) развитие системы постинтернатной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовки их к семейной жизни, обеспечение равных условий для их участим на рынке труда. ц) создание условий для выравнивания возможностей детей, проживающих в экстремальных условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в получении качественного общего и профессионального образования, культурного развития, организации развивающего досуга всем детям, независимо от удаленности и транспортной доступности места проживания; принятие дополнительных мер по компенсации негативного влияния экстремальных природно-климатических факторов на условия развития и здоровья детей Крайнего Севера; сохранение преемственности культурных и духовных традиций коренных малочисленных народов Севера, обеспечение детям возможностей воспитания в традициях их предков. ч) проведение социально-психологической реабилитации детей из семей вынужденных переселенцев, беженцев, внутриперемещенных лиц и других вынужденных мигрантов, особенно на стадии их приема и размещения на новом месте жительства, в том числе путем организации отдыха и санаторно-курортного лечения; повышение качества медицинской помощи и лечения детей из семей вынужденных мигрантов, соблюдение комплекса мер по поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия в местах расселения семей вынужденных мигрантов; оказание адресных видов помощи семьям мигрантов с несовершеннолетними детьми с целью выравнивания стартовых возможностей детей; ш) улучшение медицинской помощи, диагностики и лечения радиационноиндуцированных заболеваний у детей, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварий и катастроф, детей, родители которых принимали участие в ликвидации последствий аварий и катастроф, детей первого и второго поколения граждан, проживающих на территориях, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварий и катастроф; проведение социально-психологической реабилитации указанных категорий детей; выпуск и обеспечение детей витаминизированными продуктами питания с лечебно-профилактическими свойствами. щ) разработка и внедрение мероприятий по повышению экологической грамотности, включая вопросы экологической безопасности, в дошкольных образовательных учреждениях и школах. 25. Ожидаемые результаты: укрепление семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей и их способностей выполнять родительские обязанности; сокращение распространенности семейного насилия в отношении детей и женщин; ликвидация беспризорности российских детей как социального явления, значительное сокращение безнадзорности детей одновременно со снижением тяжести совершаемых правонарушений и снижения рецидивов правонарушений несовершеннолетних; сокращение социального сиротства, устройство к 2005 году для воспитания в семейной среде не менее 80% ежегодно выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение к 2010 году воспитание в семейной среде при различных формах такого устройства не менее 85% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; сокращение помещения детей-инвалидов для воспитания в интернатные учреждения, завершение к 2010 году реформирования стационарных учреждений для детей-инвалидов; значительное расширение обучения детей-инвалидов на основе завершения к 2010 году процесса модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья; усиление и неотвратимость адекватного наказания лиц, вовлекающих детей в занятие проституцией и производство порнографической продукции и значительное сокращение вовлечения детей в эти виды деятельности. IV. Механизмы реализации Основных направлений 27. Реализация Основных направлений предполагает: законодательное закрепление правовых норм, обеспечивающих их выполнение; адекватное финансирование предусмотренных мер; программно-целевой подход при реализации основных задач как на федеральном, так и на региональном уровнях; расширение участия гражданского общества в выполнении Основных направлений на основе его интеллектуального и финансового участия в деятельности по улучшению положения детей, непосредственного участия в работе добровольцев; введение института уполномоченного по правам детей; информационное и кадровое обеспечение планируемых мер; развитие системы просвещения родителей и детей по вопросам прав ребенка и их защите, воспитания детей, различным аспектам их жизнедеятельности, возможности получения своевременной помощи; организацию координации и контроля за последовательным достижением целей Основных направлений и выполнением намеченных мер. 28. Ключевое направление деятельности в течении предстоящего десятилетия - правовое обеспечение политики в отношении детей, систематизация законодательства, пересмотр декларативных и противоречащих друг другу норм, преимущественный переход к нормам прямого действия, имеющим финансовые и организационные механизмы реализации, и сокращение ведомственных нормативных актов, приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с международными правовыми документами. 29. Важным элементом законодательного обеспечения прав детей является присоединение России к международным договорам и конвенциям, посвященным различным аспектам защиты прав детей, заключение международных договоров по этим вопросам. 30. В ходе проведения нового этапа социально-экономических реформ должна осуществляться экспертиза всех предлагаемых законопроектов с позиций оценки их влияния на положение детей. 31. Основные направления реализуются за счет частичного финансирования из средств федерального бюджета Российской Федерации, а также из средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и иных внебюджетных источников. Объемы выделяемых средств определяются федеральными законами о федеральном бюджете, бюджетах Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и соответствующими законами субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год. 32. Реализация Основных направлений должна осуществляться во взаимодействии с общим ходом социально-экономических реформ. Сроки проведения и масштабы планируемых мероприятий уточняются с учетом складывающейся экономической ситуации и финансовых возможностей бюджетов всех уровней и хозяйствующих субъектов. 33. Увеличение ресурсов, выделяемых на выполнение Основных направлений, предусматривает: увеличение размеров денежных средств в бюджетах всех уровней на финансирование социальных выплат на детей, выполнение федеральных и региональных целевых программ социальной поддержки семьи и детей, охраны здоровья, развития образования, культуры, физической культуры и отдыха детей; увеличение нормативов государственных расходов на содержание и воспитание детей в дошкольных учреждениях, школах, центрах социального обслуживания семьи и детей, интернатных учреждениях для детей всех форм собственности и других детских учреждениях; мобилизацию дополнительных финансовых ресурсов для решения задач основных направлений на основе законодательного закрепления норм, стимулирующих инвестиции в социальную сферу, поддержку благотворительной деятельности и более полное использование финансово-экономических регуляторов; повышение эффективности использования средств, выделяемых на улучшение положения детей, усиление партнерских отношений и контроля со стороны семей, общественных организаций, партий, средств массовой информации за целевым использованием средств. 34. Программно-целевой подход к решению стратегических долговременных задач улучшения положения детей доказал свою эффективность, в связи с чем достижение больших поставленных целей Основных направлений должно решаться на программно-целевой основе как на федеральном, так и региональном уровнях. Ядром таких программ должна стать президентская программа "Дети России". 35. Выполнение Основных направлений призвано мобилизовать все действующие в обществе силы с целью увеличения ресурсов, обеспечения безопасности и благополучия детей, достижения ими взрослого возраста в достоинстве, здоровыми. Усилия на государственном уровне должны дополняться деятельностью общественных объединений, что обеспечивается: усилением координации деятельности органов государственной власти и общественных объединений по улучшению положения детей и повышению эффективности их взаимодействия; привлечением на конкурсной основе общественных объединений к реализации государственных и местных программ, затрагивающих интересы детей; поддержкой инициатив общественных объединений в обеспечении нормальных условий жизнедеятельности детей; оказанием общественным объединениям методической помощи, распространение опыта и совместным проведением конференций, семинаров по различным направлениям деятельности в области улучшения положения детей. 36. За десятилетие должно быть осуществлено учреждение, становление и эффективная работа института уполномоченного по правам ребенка. Деятельность уполномоченных должна стать дополнительной гарантией соблюдения прав детей и улучшения их положения в Российской Федерации. 37. Выполнение Основных направлений должно быть обеспечено совершенствованием научно-методического, кадрового, информационного обеспечения деятельности органов и учреждений, осуществляющих работу с детьми, а также их родителями, в том числе по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи, подготовкой ювенальных судей и адвокатов, специализирующихся на рассмотрении дел с участием несовершеннолетних. Особое место должно занять просвещение журналистов, других работников СМИ, освещающих вопросы положения детей и их прав. В программу подготовки всех специалистов, работающих с детьми, должно войти изучение Конвенции о правах ребенка, других международных актов и российского законодательства по вопросам защиты прав детей. 38. Должны быть сформированы банки данных о положении детей в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации. Данные, характеризующие положение детей, обеспечиваются государственной статистической и отраслевой отчетностью. Статистическая информация о положении детей и ходе выполнения Основных направлений публикуется ежегодно. 39. Должно быть обеспечено широкое информирование населения о положении детей и ходе реализации Основных направлений.
|